Директива MiFid для регуляции финансового рынка
-
Бинариум
1 место! Самый лучший, надежный и прибыльный брокер бинарных опционов за 2020 год!
Идеально подходит для новичков и среднеопытных трейдеров.
Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту!
Получите свой бонус за регистрацию:
MiFid — директива Европейского Союза
MiFid – это особая директива Европейского Союза о финансовых рынках, в создании которой поучаствовал регулятивный биржевой орган Великобритании. MiFid пришла на смену предыдущей директиве, и представляет собой составную часть большого плана со стороны Европейского Союза по образованию регулируемого единого рынка. По сути дела, это документ, который создан с целью регулирования биржевых операций в Европе. Её основная цель – это полноценная защита прав трейдеров и всех участников рынка. Директива была создана в 2004 году, но свою юридическую силу она получила только в 2007 году.
Действующие правила MiFid обязательны для всех стран Евросоюза. Помимо этого, страны, которые находятся в составе экономической зоны Европы, тоже должны соблюдать все правила этой директивы. На сегодняшний день, требования MiFid распространяются в 27 странах.
MiFid является важным компонентом в огромном механизме, который создан с целью регулирования рынка, принимая в расчет все мировые стандарты и нормативные правила. Спустя некоторое время, после внедрения этой директивы, наметилась положительная тенденция финансового развития рынков ЕС. Среди достижений можно отметить значительное увеличение привлекательности для инвесторов, а также снижение стоимости услуг, предоставляемых в финансовой сфере. Помимо этого, появилось явное понимание того, каким в действительности должен быть полностью регулируемый рынок. Это позволило внедрить совершенно новые правила, которые позволили производить финансовые операции на новом уровне.
Все участники рынка стали получать юридическую защиту, и их взаимодействие стало наиболее честными. Философия MiFid основана на том, что прозрачность биржевых операций даст возможность создать сильный рынок, который будет привлекать многих крупных инвесторов. В дальнейшем рыночная среда приобрела несколько иные глобальные масштабы. В связи со значительным расширением сферы биржевой деятельности появилась резкая потребность в дополнении действующего законодательства. Учитывая это, финансовая Европейская комиссия при поддержке членов Большой Двадцатки внесла несколько изменений в действующую директиву. Таким образом, в 2020 году появилась MiFid 2. Она стала определённым идеологическим продолжением прошлого документа и привнесла несколько важных нововведений. Среди них можно выделить создание новых юридических положений, которые направлены на защиту прав инвесторов. Расширение спектра предоставляемых услуг в биржевой среде, требование по предоставлению отчётности о сделках крупных инвесторов. Помимо этого, были пересмотрены полномочия регулятивных органов, действующих на территории Европейского Союза.
История создания
В первые, биржевые операции в ЕС подверглись регулированию в 1993 году с внедрением соответствующей документации. Посредством этого, крупные банки и инвестиционные компании имели право предоставлять свои услуги или ради этого создавать филиалы в других странах. Делать они это могли с учётом наличия регистрации в своей стране и регулирования со стороны национальных финансовых ведомств. Тем не менее, с течением времени рынок значительно разрастался и с учётом его перехода на торговые платформы многостороннего характера, появилась потребность в развитии документации по регулированию рынка. В дальнейшем вносились новые правила в действующее законодательство, но по настоящему огромный шаг в развитии инвестиционной сфере Европа сделала в 2002 году. В этом году, Дания, как председатель комиссии ЕС проявила инициативу в созыве конференции, где должны были рассматриваться пути наиболее качественной регуляции финансовой сферы. Закономерным результатом данной конференции стало создание в 2004 году директивы о финансовых рынках под названием MiFid с последующим её внедрением в 2007 году.
Подконтрольные субъекты
Постановления MiFid регулируют многих субъектов, среди них можно выделить: различные биржи, клиринговые корпорации, инвестиционные компании, брокеры и дилинговые центры. Помимо этого, регулируются учреждения, которые занимаются хранением денежных средств и организации, которые предоставляют клиентам консалтинговые услуги. Стоит отметить, что MiFid не регулирует деятельность рынка Форекс, Центральных банков и непрофессиональных участников рынка.
Положительные стороны и обязательства
С внедрением директивы MiFid финансовая среда ЕС начала улучшаться. Сейчас мы рассмотрим положительные стороны внедрения этой документации и соответствующие обязательства перед клиентами:
- Для качественной защиты инвестиций, MiFid обязывает компании, предоставляющие соответствующие услуги, разделять клиентов на определённые категории. Для этого, организация должна выяснить осведомлённость потенциального клиента в финансовой сфере. С учётом данной информации клиенту должны подбираться наиболее оптимальные услуги.
- С учётом директивы MiFid, учреждения, предоставляющие услуги своим клиентам, должны предоставлять полную информацию по торговым условиям.
- Сделки клиентов должны моментально исполняться, после соответствующего запроса.
- MiFid в значительной мере влияет на процесс интеграции рынка разных стран Европейского Союза. Это позволяет создать единый рынок, который может предложить наиболее выгодные условия всем участникам.
- Основная задача MiFid – это развитие эффективности рынка и защита прав инвесторов с учётом законодательства ЕС.
- Директива MiFid проводит регуляцию финансовых услуг. Рассматривает основания для выдачи соответствующей лицензии организациям, которые имеют право вести свою деятельность.
- Устанавливает определённые нормативные акты, которые должны выполняться всеми инвестиционными учреждениями. Внедряются стандартны, которым должна соответствовать компания, если желает продолжать свою деятельность в ЕС.
Юридические положения
MiFid предусматривает некоторые нормативные акты, которые должна соблюдать компания, чтобы вести свою деятельность. Для начала, любое учреждение должно оформить единый паспорт, который позволит ей предоставлять свои услуги. В последующем, должна присутствовать чёткое разделение всех клиентов на некоторые группы: полноправный партнёр, партнёр профессионал, частный партнёр. Отметим, что последняя группа партнёров имеет самую высокую степень защиты, предусмотренную MiFid. Любое учреждение должно в полной мере обеспечить своим клиентам прозрачные взаимные отношения. Помимо этого, любая информация по сделкам должна быть доступной и сокрытие этих данных будет считаться злостным нарушением действующих правил регулятора. Для предоставления услуг должно использоваться современное и качественное техническое оснащение. Помимо этого, руководство организации в обязательном порядке должно регулярно проводить мониторинг и анализ скорости исполнения сделок клиентов. Как видите, эта директива с юридической точки зрения обеспечивает всем участникам рынка надёжную защиту и прозрачное взаимодействие с поставщиками услуг.
Требования для учреждений
Любой поставщик финансовых услуг для получения соответствующего регулирования должен соблюдать ряд определённых требований. Итак, давайте детально разберёмся со списком требований, которые выдвигаются учреждениям:
-
Бинариум
1 место! Самый лучший, надежный и прибыльный брокер бинарных опционов за 2020 год!
Идеально подходит для новичков и среднеопытных трейдеров.
Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту!
Получите свой бонус за регистрацию:
- Чёткая структура компании.
- Высококлассные органы управления и компетентный штат сотрудников, обладающий рядом профессиональных навыков.
- Сохранность записей телефонных разговоров с клиентами на срок не менее пяти лет. Это информация должна быть предоставлена клиентам беспрепятственно, если они хотят с ней ознакомиться.
- Отчётность о биржевых сделках, результаты которых должны быть в обязательном порядке опубликованы.
- Поставщики услуг, главные офисы которых зарегистрированы за пределом Европейского Союза, имеют право вести свою деятельность только после создания своего офиса в стране, входящую в состав ЕС и соответствующую экономическую зону.
- Организация должна располагать соответствующим капиталом, чтобы своевременно оплачивать обязательные взносы.
- Руководство компании должна своевременно производить внутренний контроль и предоставлять соответствующую отчётность.
- Любой поставщик услуг в обязательном порядке должен препятствовать проведению мошеннических действий и отмыванию денежных средств.
Брокеры с данной лицензией
Брокер | Мин депозит | Мин ставка | Демо счет | Регуляция | опционы | Способ оплаты |
---|---|---|---|---|---|---|
Обзор | 200$ | 24$ | + | CySec, MiFid, ЦРФИН | ||
Обзор | 50$ | 10$ | + | CySec, MiFid, Bafin | ||
Обзор | 200$ | 25$ | − | CySec, MiFid, FCA | ||
Обзор | 100$ | 25$ | − | CySec, MiFid, ЦРФИН | ||
Обзор | 5$ | 1$ | + | MiFid |
Подводим итоги
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что внедрение директивы MiFid с лучшей стороны повлияло на ведение финансовой деятельности на территории ЕС. Основываясь на действующее законодательство, происходит санкционирование регулирование экономических отношений между участниками рынка. Все достойные компании, являющиеся поставщиками услуг в финансовой сфере, имеют возможность получить соответствующую лицензию и разрешение на ведение своей деятельности. Брокеры, имеющие данную лицензию, имеют большой спрос среди потребителей. Связано это с тем, что соответствовать всем критериям законодательства ЕС очень сложно, и делать это могут исключительно профессионалы. Наряду с CySec и BaFin, директива о финансовых рынках ЕС создаёт надёжный механизм, защищающий права участников рынка. Учитывая тот факт, что получить подобные лицензии очень сложно, многие клиенты доверяют в большей степени брокерам, получившим европейскую лицензию. Тем не менее, обязательно нужно брать в учёт и те компании, которые имеют сертификат Црофр. В любом случае, сейчас можно встретить много организаций, которые одновременно имеют несколько лицензий.
Евразийский юридический портал
Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката
Реформа директивы «О рынках финансовых инструментов» (MiFID) и её значение для финансовых рынков ЕС
Реформа директивы «О рынках финансовых инструментов» (MiFID) и её значение для финансовых рынков ЕС
На современном этапе исторического развития обеспечение эффективной, безопасной деятельности финансовых рынков является важным направлением регулятивной деятельности государства во всем мире, в том числе и в Европейском Союзе.
директива «O рынках финансовых инструментов» (Markets in Financial Instruments Directive — MIFID) представляет собой обширный документ, целью которого является создание единого рынка для оптовых и розничных операций с финансовыми инструментами. Она была принята в 2004 г. в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP) и вступила в силу 1 ноября 2007 г. MIFID 2004/39/Ес, заменила принятую ранее директиву об инвестиционных услугах (Investment Service Directive) и направлена на усиление интеграции и эффективности финансовых рынков в ЕС. для этих целей MIFID закрепляла порядок оказания финансовых услуг в отношении обращения финансовых инструментов и правила осуществления операторами торгов в их деятельности. до принятия MIFID в 2004 году в европейском законодательстве отсутствовало четкое определение видов торговых площадок. В некоторых директивах, например, в Директиве об инвестиционных услугах и в директиве об инсайдерских сделках (Insider Dealing Directive) упоминалось такое понятие, как регулируемый рынок, но, в общем и целом, определение конкретных критериев регулируемого рынка было прерогативой государств-членов. Юридическое закрепление разных видов торговых систем имело большое значение, т. к. основной целью MIFID 2004 было увеличение конкуренции между разными видами торговых систем, а также создание равных условий осуществления торгов через различные системы.
Помимо этого представляется, что наибольшим достижением MIFID 2004 стала отмена правила концентрации, которое было закреплено в директиве о финансовых услугах и позволяло государствам — членам Европейского союза требовать, чтобы все розничные сделки инвесторов осуществлялись посредством регулируемого рынка. Это позволяло отдельным государствам-членам, таким как Франция, Италия и Испания, вводить правило концентрации на национальном уровне как необходимое условие «лучшего осуществления» сделок инвестиционными посредниками. Таким образом, стало возможным устанавливать требование о том, что все акции должны обращаться исключительно на их национальных биржах. MIFID 2004/39/ЕС установила одинаковые правила для рынка акций и рынка деривативов, позволяя инвестиционным фирмам осуществлять деятельность на территории всего ЕС в соответствии с принципом единого паспорта.
В целом директива MIFID 2004/39/ЕС считалась достаточно эффективной и успешной, поскольку способствовала развитию инвестиционного рынка и снижению стоимости торговых услуг. Однако со временем произошел ряд изменений, в том числе усилилась конкуренция между регулируемым рынком и другими торговыми системами, вследствие чего значительная часть сделок стала заключаться с использованием последних. Фрагментарность норм, регулирующих торговлю, и различия условий заключения сделок посредством регулируемого рынка и иных торговых систем привели к таким проблемам, как защита прав инвесторов и обеспечение надзора за деятельностью рынков. Развитие торговой инфраструктуры, в том числе стремительное увеличение количества сделок, осуществляемых через торговые площадки, развитие новых технологий, рыночных стратегий и продуктов привело к появлению пробелов или неполноты в законодательстве. Исходя из указанных предпосылок, после мирового финансового кризиса Европейская комиссия, основываясь на рекомендациях, выработанных Группой 20, приняла решение пересмотреть Директиву MIFID 2004/39/ЕС.
Произошедшие изменения требовали дополнения действовавшего законодательства в части обеспечения единого игрового поля для всех участников рынка, а также соответствия законодательных норм развитию технологий осуществления торгов и инфраструктуры рынка. Помимо этого, необходимо было обеспечить надлежащий уровень прозрачности сделок, заключаемых с финансовыми инструментами, для защиты прав инвесторов и регуляторов в отношении большего числа инструментов и формирования более тщательного надзора в отношении большего числа инструментов со стороны регуляторов, в том числе в отношении рынков производных инструментов.
В октябре 2020 г. Европейская Комиссия опубликовала предложение о дополнении и расширении сферы действия директивы о финансовых рынках. В то время как первоначально MIFID была нацелена на развитие конкуренции, закрепление принципа «единого паспорта», MIFID-2 закрепляет меры, которые были разработаны на саммите Большой двадцатки в ответ на финансовый кризис, направленные на усиление защиты инвесторов, увеличение прозрачности и регулирование менее прозрачных рынков, в том числе рынка деривативов. Новая директива MIFID и дополняющие её Регламент «О рынках финансовых инструментов» (MIFIR) устанавливают требования, направленные на ровное функционирование рынка финансовых инструментов, в частности, требования к данным о сделке, подлежащим публикации и предоставлению компетентным органам, полномочия компетентных органов, прежде всего ESMA (European Securities and Markets Authority — Европейское агентство по рынку ценных бумаг) 1 . Стоит отметить, что регламент MIFIR, в отличие от самой директивы, имеет прямое действие и не требует дополнительной имплементации государствами — членами ЕС.
MIFID-2 расширяет как перечень инвестиционных услуг, осуществление которых требует санкционирования государствами — членами ЕС, так и перечень финансовых инструментов, подлежащих регулированию. Как и первоначальная директива, MIFID-2 затрагивает две широкие области: правила ведения бизнеса посредниками, оказывающими инвестиционные услуги, и организацию безопасной, эффективной деятельности финансовых рынков. При этом, по сравнению с первоначальной Директивой, объем регулирования был детализирован и расширен, таким образом MIFID-2 охватывает следующие направления:
1) порядок регистрации и правила осуществления деятельности инвестиционными фирмами;
2) осуществление инвестиционных услуг иностранными фирмами, через зарегистрированный в ЕС филиал;
3) деятельность регулируемых рынков;
4) деятельность компаний, предоставляющих услуги для раскрытия отчетности;
5) надзор, координация и меры воздействия со стороны надзорных органов.
Понятие «инвестиционные услуги и деятельность» включает в себя разные виды деятельности, такие как прием поручений о покупке или продаже ценных бумаг, управление портфелем, андеррайтинг или организация многосторонней торговой системы. MIFID-2 дополнительно включает в понятие инвестиционных услуг хранение и распоряжение финансовым инструментом за счет клиента, в том числе хранение с выполнением поручений клиента, управление денежными средствами и управление обеспечением.
Под действие новой директивы MIFID-2 подпадает большее количество инструментов, чем под действие предыдущей директивы (MIFID 2004), в том числе структурированные депозиты, что, по мнению существовавшего ранее органа финансового надзора Великобритании (FSA), стало одним из очевидных усовершенствований.
По причине увеличения числа сделок с сырьевыми деривативами и из-за опасений того, что спекулятивные сделки с ними могут иметь негативные последствия, сырьевые деривативы также включены в сферу регулирования MIFID-2. Исключением является использование сырьевых деривативов в целях хеджирования (Art. 37). Квоты на выбросы также полностью относятся к сфере регулирования MIFID, во многом из-за того, что сделки с этими продуктами на вторичном рынке зачастую имеют мошеннический характер.
Вследствие расширения понятия финансового инструмента информация в отношении большинства контрактов в сфере электроэнергетики и газовой отрасли подлежит соответствующему раскрытию информации. Поскольку, согласно MIFID-2, деятельность многих участников рынка энергетики, активно совершающих сделки на финансовом рынке, рассматривается как инвестиционная, информация о ней должна носить открытый характер.
В сфере регулирования есть ряд исключений, например, под действие директивы не подпадают валютные «спот» сделки, деятельность страховых фирм, деятельность непрофессиональных участников рынка, а также деятельность центральных банков и государственных органов.
Что касается видов деятельности, подлежащих контролю, то в них включено предоставление консалтинговых услуг клиентам инвестиционных фирм, чего не было в прежней Директиве MIFID 2004. Предложенный Европейской Комиссией законопроект содержит новые требования для инвестиционных фирм, направленные на предоставление полной и подробной информации клиентам при выборе инвестиционного продукта. Так как рекомендации, получаемые клиентами, имеют важное значение для инвестирования, а услуги и финансовые продукты носят все более сложный характер, предоставляемые клиентам консультации должны осуществляться на независимой основе, при этом должен осуществляться всеобъемлющий анализ рыночной конъектуры. Инвестиционная фирма должна обеспечивать актуальную оценку пригодности финансовых инструментов, рекомендуемых клиентам для инвестирования. Кроме того, текст проекта директивы, предложенный Европейской Комиссией, предлагает запретить независимым советникам и инвестиционным менеджерам получать вознаграждения от третьих лиц. Помимо этого, MIFID-2 закрепляет новое понятие «сложных» финансовых инструментов. К ним отнесены встроенные производные инструменты и некоторые сложные переводные ценные бумаги. Эти изменения направлены на защиту прав инвесторов.
К инвестиционным фирмам, для обеспечения высокой результативности, предъявляются новые требования, в том числе к их организационной структуре и органам управления. Государства — члены ЕС должны гарантировать надлежащую деятельность органов управления инвестиционных фирм в интересах инвесторов. для этого органы управления инвестиционной фирмы должны быть эффективными, иметь хорошую репутацию и обладать достаточными знаниями и навыками для реализации своих полномочий (Art. 9). Для лучшего контроля государства-члены должны требовать от фирм предоставления компетентным органам данных обо всех изменениях состава участников руководящего органа. В части организационных требований фирмы должны сохранять записи телефонных разговоров и электронной переписки, когда речь идет о транзакциях, совершаемых в интересах клиента. Записи должны предоставляться по запросу клиента и храниться в течение трех лет.
Впоследствии ESMA предполагает разработать более детализированные требования к органам управления в технических стандартах.
Существенные изменения коснулись и видов торговых систем. MIFID 2004 различала три вида организованной торговли: регулируемый рынок, многосторонние торговые площадки (MTF) (и то, и другое — организованные торговые системы) и фирмы, систематически осуществляющие исполнение поручений (systematic internaliser — систематический перекупщик), т.е. фирмы, которые на организованной, регулярной и систематической основе исполняют указания клиентов за собственный счет.
MIFID-2 закрепляет новый вид торговых систем. Они получили название «Организованные Торговые Площадки» (OTF). OTF определены как любая система или техническая возможность (кроме регулируемого рынка или MTF, определения которых уже были закреплены в MIFID-1), управляемая инвестиционной фирмой или организатором торгов, при которой сделки заключаются в результате взаимодействия разных контрагентов, продающих и покупающих финансовые инструменты. Регламент MIFIR конкретизирует данное определение, уточняя, что данные сделки должны соответствовать нормам, закрепленным в Главе 2 новой директивы. Определение намеренно носит столь широкий характер, для того чтобы включить все виды регулируемой торговли производными и долговыми инструментами, как существующие, так и те, которые могут появиться в будущем. Особенностью является то, что операторы OTF не могут действовать за счет собственных средств, исполняя поручения клиентов. В то же время, по мнению некоторых экспертов, данное определение является слишком широким и не дает ясного понимания специфики этого вида торговых систем.
Определение преднамеренно достаточно широко для того, чтобы обеспечить будущую гибкость для торговли не только акциями, но и другими инструментами. Предполагается, что OTF должны стать основным обращения стандартизированных внебиржевых деривативов и бондов.
Если сравнивать с опытом других стран, то OTF схожи со своп-биржами США, функции которых закреплены в законе Додда-Франка.
OTF создаются для того, чтобы привнести прозрачность и упорядочить торговлю внебиржевами деривативами.
В MIFIR конкретизируются различия между двусторонним режимом, или режимом SI (systematic internaliser — «систематический перекупщик»), и многосторонним режимом OTF и тем, каким образом они оказывают услуги клиентам. Инвестиционная фирма, исполняющая поручения клиентов за счет собственного капитала, будет считаться системным перекупщиком, но системные перекупщики, в отличие от OTF, не могут сводить вместе интересы третьих сторон при покупке и продаже финансовых инструментов.
Новая Директива MIFID-2 позволяет совершать сделки посредством разных систем, но при этом должно быть обеспечено единообразие с точки зрения регулирования и раскрытия информации. Новым также является требование, согласно которому торговая система не должна иметь возможности обладать исключительным правом на торговлю каким-либо деривативом и препятствовать другим торговым системам торговать тем или иным инструментом.
Требования к прозрачности, которые должны соблюдать операторы торгов, применяются в отношении большего числа инструментов, в том числе к бондам и деривативам.
Организованные рынки, многосторонние торговые площадки, а теперь еще и OTF должны публиковать на регулярной основе информацию о текущей цене предложения и глубине торгового интереса, в том числе о проявлении интереса к новым ценным бумагам на стадии регистрации (indication of interest). Помимо этого, требования MIFID-2 в отношении отчетности расширяются ещё сильнее. Инвестиционные фирмы — операторы RM, MTF или OTF обязаны записывать и сохранять информацию для предоставления компетентным органам минимум в течение пяти лет.
Отчеты о торгах должны публиковаться посредством системы предоставления отчетности (Approved Publication Arrangements — APA). Это механизм инфраструктуры рынка, посредством которого фирмы, осуществляющие торговлю, должны публиковать отчеты о торгах через специальный орган, который гарантирует своевременную консолидацию и публикацию данных. Одобренные организаторы предоставления отчетности APA должны проходить процедуру регистрации и отвечать определенным организационным требованиям. Отчеты о проведенных операциях должны содержать более детализированную информацию, по сравнению с требованиями MIFID 2004 года. Национальные органы должны гарантировать эффективность работы APA и недопущение конфликтов интересов.
В целях предотвращения монополизации рынка и развития свободной конкуренции вводится новое понятие «SME» — малые и средние компании. Это компании, чья средняя рыночная капитализация составляет менее 100 000 000 евро. Новая Директива направлена на упрощение допуска таких компаний к торговле и развитие специализированных рынков, участниками которых являются подобные компании. Это многосторонние торговые площадки, называемые рынками роста или младшими рынками. Согласно Директиве выделение подобных рынков в отдельную категорию и их регистрация будут способствовать созданию панъевропейских регулятивных стандартов. Кроме того, выделение рынка роста в отдельную подкатегорию должно способствовать привлечению финансирования малых и средних предприятий. Регулятивные стандарты, применяемые к подобным рынкам, должны учитывать их специфику и потребности.
Представляется, что данная мера направлена на диверсификацию рисков и делает рынок более устойчивым и менее зависимым от деятельности системно значимых институтов. Для этого государства-члены должны предоставить возможность операторам многосторонних торговых площадок регистрироваться в качестве рынка роста малых и средних компаний (SME growth market), для чего они должны соответствовать определенным условиям:
— большинство эмитентов, чьи инструменты обращаются на подобной площадке, являются малыми и средними компаниями;
— соблюдаются надлежащие процедуры предоставления отчетности эмитентов, в том числе ежегодные финансовые отчеты; должен быть гарантирован публичный доступ к информации об эмитентах;
— по просьбе оператора рынка или в случаях, если требования, установленные к многосторонней площадке, более не соблюдаются, национальный надзорный орган имеет право снять с регистрации MTF в качестве рынка роста. При этом национальный орган обязан уведомлять ESMA о принятом решении.
MIFID-2 закрепляет ряд технический понятий, имеющих важное значение для безопасного функционирования финансового рынка. Например, такое понятие, как алгоритмизированная торговля, т. е. торговля финансовыми инструментами с помощью автоматического компьютерного алгоритма, определяющего индивидуальные параметры заявок (например, стоит ли подавать заявку, время и цена). При осуществлении алгоритмизированной торговли инвестиционная фирма должна не реже одного раза в год предоставлять национальному компетентному органу описания применяемых алгоритмизированных торговых стратегий, детали применяемых торговых параметров и лимитов. Компетентный орган может в любое время затребовать более детализированную информацию в отношении алгоритмизированной торговли.
Хотя законопроект ещё находится на стадии доработки, можно сделать вывод, что важным направлением регулирования станет высокочастотный трейдинг и алгоритмизированная торговля. Так как эти новые технические способы существенно увеличили скорость торгов и могут представлять угрозу финансовой стабильности, для этих способов торговли вводятся дополнительные ограничения.
Помимо этого, закрепляется порядок предоставления прямого электронного доступа к торговой системе, т.е. предоставление лицу возможности электронного доступа и осуществления кросс-продажи — предоставление одной инвестиционной услуги одновременно с другой инвестиционной услугой или продуктом как часть пакета услуг.
Существенные изменения коснулись порядка осуществления деятельности иностранными фирмами. Согласно MIFID-2 иностранные фирмы, а именно фирмы, зарегистрированные не на территории ЕС, имеют право предоставлять инвестиционные услуги на территории ЕС, но для этого требуется регистрация филиала с соблюдением определенных условий и получением разрешения компетентного органа государства-члена, на территории которого планируется регистрация филиала. Помимо этого, в отношении страны регистрации фирмы, желающей предоставлять инвестиционные услуги на территории ЕС, Европейской Комиссией должно быть принято решение о том, что её регулятивные нормы в целом соответствуют требованиям MIFID-2 и MIFIR. Регулирование считается эквивалентным, если фирмы, осуществляющие финансовые услуги, обязаны проходить процедуру регистрации, и их деятельность на регулярной основе подлежит должному надзору, а также если к инвестиционным фирмам применяются конкретные требования, касающиеся достаточности капитала, состава участников и состава руководящих органов, и установлены требования к порядку осуществления внутреннего контроля.
Компетентные органы страны регистрации должны гарантировать прозрачность и честность рынка, предотвращая такие нарушения, как инсайдерские операции и манипулирование рынком.
Компетентный национальный орган государства — члена ЕС должен в течение шести месяцев сообщать иностранной фирме, получит она разрешение на осуществление инвестиционной деятельности в ЕС или нет. О каждом положительном решении необходимо уведомлять ESMA. После получения разрешения фирма может пользоваться принципом единого паспорта, как и фирмы, зарегистрированные в ЕС, и для осуществления своей деятельности ей не требуется дополнительной регистрации филиалов в других государствах-членах. Существенным отличием, по сравнению с первоначальным объемом MiFID, является изменение баланса компетенций национальных органов и общеевропейских регуляторов в отношении предложенного режима признания иностранных фирм, закрепленного в MIFID-2 и MIFIR.
Что касается деятельности компетентных надзорных органов, то они получили более широкие полномочия, в том числе в отношении применения санкций к нарушителям правил MIFID-2. Согласно новой директиве ESMA может требовать прекращения деятельности инвестиционной фирмы, нарушающей нормы, закрепленные в MIFID-2 или в MIFIR, замораживать или конфисковывать активы нарушителей, принимать необходимые меры для того, чтобы инвестиционные фирмы и регулируемые рынки действовали в соответствии с нормативными требованиями, а также требовать приостановления торговли определенным инструментом, если может быть нанесен ущерб интересам инвесторов.
Таким образом, объектом регулирования новой Директивы является деятельность инвестиционных фирм, регулируемых рынков, представителей услуг по публикации информации и деятельность иностранных инвестиционных фирм, реализующих инвестиционные услуги на регулярной основе через филиал, учрежденный в ЕС.
По сравнению с ранее действовавшей Директивой, MTFID-2 создает более гармонизированные правила защиты инвесторов. В частности, в ней более четко изложены полномочия национальных регуляторов в случаях, когда они вынуждены вмешиваться в деятельность участников рынка с целью защиты потребителей, если выявлены факты несоответствия продуктов или услуг установленным нормативным требованиям.
Еще одним важным преимуществом MIFID-2 является установление более четких стандартов взаимодействия фирм и уполномоченных контрагентов.
На данный момент остаются разногласия между Европейской Комиссией и Парламентом в отношении законопроекта. Европейский Парламент, в частности, предложил расширить применение определенных требований MIFID-2 к страховым компаниям и страховым посредникам, в отношении инвестирования страховых накоплений клиентов. В то же время Европейский Совет выступает против подобного расширения сферы действия MIFID-2.
Согласование и принятие Директивы — это долгий и сложный процесс, так как существует риск, что она может не прояснить регулятивные требования к инвестиционной деятельности, а напротив — внести путаницу в процедуру применения норм. В связи с этим важнее не быстрое принятие этого закона, а его тщательная доработка.
Основными направлениями реформы стало обеспечение прозрачности деятельности участников рынка и защита прав инвесторов. В целом в законопроекте Директивы отражены основные рекомендации Группы 20, но представляется, что принятие и реализация новых норм будет долгим и сложным процессом, так как их внедрение приведет к существенным структурным изменениям рынка и деятельности отдельных его участников.
Пересмотр MIFID составляет неотъемлемую часть реформ, направленных на создание стабильной, безопасной финансовой системы. Разработка нового проекта MIFID стала важным шагом на пути к созданию гармонизированного общеевропейского регулирования деятельности финансовых рынков, отвечающего мировым стандартам и обеспечивающего экономическую безопасность ЕС.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 1 (68) 2020
Passported under MiFID II
Deltastock holds Licence No. RG-03-146 of 25 February 2020 issued by the Bulgarian Financial Supervision Commission (FSC) for carrying out activities as an investment intermediary on the territory of the Republic of Bulgaria and abroad.
In 1998, Deltastock was granted a licence for carrying out activities as an investment intermediary by the FSC, and in 2000, in order to expand its business operations, Deltastock was granted full license, with the right to offer investment services abroad. Following the entry into force of MiFID I, Deltastock was re-licensed by the FSC to provide investment services on the territory of Bulgaria and the EU under license No RG-03-146/28.06.2007.
Deltastock is entitled to carry out activities in the European Economic Area (EAA) under MiFID II (Directive 2020/65/EU of the European Parliament and of the Council of 15 May 2020 on markets in financial instruments) and is entitled to carry out activities under the freedom to provide services within the EU, and is registered with the following European regulators:
-
Бинариум
1 место! Самый лучший, надежный и прибыльный брокер бинарных опционов за 2020 год!
Идеально подходит для новичков и среднеопытных трейдеров.
Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту!
Получите свой бонус за регистрацию: